искусственная преграда, через к-рую
переливается избыток воды данного водохранилища. В. бывают: с тонкой
стенкой, или порогом; с широким порогом; без бокового сжатия, когда
ширина В. равна ширине водоподводящего канала; с боковым сжатием, когда
В. имеет меньшую ширину, чем подводящий канал; незатопленные, когда
уровень воды за В. ниже стенки или пола В., и затопленные, когда уровень
ее выше.
Н.
Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А.
СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
сооружение, служащее для захвата подземных вод.
В. может быть горизонтальным (галерея, штольня, дырчатая труба и пр.) и
вертикальным (колодцы шахтные и трубчатые).
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О.
РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ.
Технический железнодорожный словарь. - М.:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
газ без цвета, запаха и вкуса, самый
легкий хим. элемент (атомный вес 1,0078); горит в чистом кислороде и
воздухе; образует с тем или другим гремучую смесь. Металлы, находящиеся в
атмосфере В., поглощают его и отдают обратно лишь при повышении
темп-ры. В. входит в состав воды, кислот и всех органических веществ
растительного и животного происхождения. В воздухе В. находится в очень
незначительных количествах; искусственно получается путем выделения из
водяного газа (смеси В. с окисью углерода), электролизом и другими
способами. В. хранят в стальных баллонах под давлением 125— 150 ат.
В больших количествах применяется для синтеза аммиака и вольфрама, при
гидрогенизации жиров, гидрировании топлива и т. д. На жел.-дор. тр-те В.
применяется для сварки легкоплавких металлов (свинцовых пластин
аккумуляторных батарей и т. п.).
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О.
РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ.
Технический железнодорожный словарь. -
М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО,
1940.
вертикальное заостренное ребро, устраиваемое на быках мостов рек со слабым ледоходом.
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
трассирование жел.-дор линии в пределах полосы возвышен. ной местности, от к-рой в обе стороны поверхность земли понижается; применяется между пунктами, расположенными на одном и том же водоразделе. 1111
Жел.-дор. линии, запроектированные по водоразделу, обычно имеют спокойный профиль, без крутых спусков и подъемов, и связаны с незначительными земляными работами при минимальном количестве и размерах искусственных сооружений. Основные недостатки вариантов по В. х.: отсутствие надежных источников водоснабжения и ухудшение условий в отношении предохранения линии от снежных и песчаных заносов.
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
граница бассейнов, проходящая по наивысшим точкам рельефа, с к-рых скат направлен в обе стороны.
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
участок земной поверхности, прилегающий к водораздельной линии. Если В. имеет пологие скаты и представляет собой широкую ровную поверхность, то он является удобным для прокладки жел.-дор. линии. Большинство русских ж. д., построенных в дореволюционное время, проложено по В.
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
применяются различных видов и материалов: для внутренних водопроводов стальные (газовые), реже— чугунные; для наружных — чугунные, стальные, деревянные, асбоцементные и железобетонные. Стальные (газовые) В. т. бывают сварные и цельнотянутые длиной 6 м и более (ОСТ 5095 и 5096); для предохранения от ржавления их покрывают цинком (оцинкованные трубы). Неоцинкованные трубы наз. черными. Газовые трубы соединяются нарезными муфтами. Отводы, повороты, тройники, кресты, переходные и соединительные муфты (объединяемые общим названием фитинги) изготовляются для газовых труб из стали или ковкого чугуна. Чугунные В. т. бывают раструбные и фланцевые. Для ответвлений, пересечений и поворотов чугунных труб применяются чугунные фасонные части; рабочее давление в чугунных трубах допускается до 10 am. Стальные трубы применяются обычно для трубопроводов, имеющих рабочее давление больше 10 am; асбоцементные изготовляются из смеси асбеста и цемента, железобетонные — из бетона со стальной проволочной арматурой.
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
совокупность всех трубопроводов жел.-дор. водоснабжения, по к-рым вода забирается из источника водоснабжения (самотечные и всасывающие линии), подается насосами в водонапорные резервуары (напорный трубопровод) и распределяется по станции к пунктам водопотребления (разводящая сеть).
Н. Н. ВАСИЛЬЕВ, О. Н. ИСААКЯН, Н. О. РОГИНСКИЙ, Я. Б. СМОЛЯНСКИЙ, В. А. СОКОВИЧ, Т. С. ХАЧАТУРОВ. Технический железнодорожный словарь. - М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1940.
служит для уменьшения или полного перекрытия сечения трубопровода с целью уменьшения расхода воды или полного его прекращения. Наибольшее распространение на тр-те получила В. з. Лудло. Она состоит из чугунного корпуса с фланцами (реже с раструбами), служащими для соединения задвижки с трубами водопровода.