Железнодорожная сеть на территории
Соединенного Королевства. Старейшая в мире ж.-д. линия Стоктон - Дарлингтон
открыта в 1825 г.
Железнодорожная сеть образовалась в 19 в. из многочисленных частных линий,
которые радиально расходятся от Лондона в направлении крупных индустриальных
центров и портов. Главный опорный пункт сети - Лондонский узел - отличается
чрезвычайной сложностью развития; к нему примыкают 16 крупных линий и
пригородные участки в радиусе 100
км. Несколько паромных линий и тоннель под проливом
Ла-Манш (Евротон-нель) связывают страну с ж. д. других европейских стран.
Густота ж.-д. сети 69,5 км
на 1000 км2. Около 70% общей длины составляют двухпутные и
многопутные линии (по четыре и более главных путей), специализированные для
грузового и пассажирского движения. Сеть имеет колею 1435 мм. Эксплуатационная
длина (2001 г.)
16 652 км,
из которых (все основные магистрали) 5176 км электрифицированы (переменный ток 25
кВ, 50 Гц и постоянный ток 1,5 кВ, питание от контактного рельса); более
половины перевозочной работы выполняется тепловозной тягой. На 20,4 тыс. км
уложен бесстыковой путь; 21,7 тыс. км оборудованы автоблокировкой. Имеется 36
586 мостов (протяженность самого длинного моста в Шотландии - 3560 м) и 677 тоннелей. В
путь уложены рельсы весом 56
кг на погонный м и многоблочные железобетонные шпалы
(на линиях со скоростями 160 км/ч). Минимальный радиус кривых 400 м (при бесстыковом пути);
максимальная осевая нагрузка 25,4 т. В 2000 г. правительством утверждена программа
развития транспорта, предусматривающая модернизацию ж.-д. пути.
Скоростное движение (до 250 км/ч) в поездах,
состоящих из вагонов с наклоняемым кузовом, осуществляется на модернизированных
существующих линиях. Скорые поезда на маршруте Лондон - Йорк развивают скорость
180,2 км/ч; поезд «Евростар», связывающий Лондон с континентальной
Европой,-209 км/ч (с ограничением при прохождении тоннеля под Ла-Маншем).
Значение ж.-д. транспорта в экономике
страны начиная с 40-х гг. 20 в. падало: в 1939 г. его доля во
внутреннем грузообороте составила 43%, в 2000 г.- ок. 7,5%.
Сокращение объема грузовых перевозок и ухудшение финансового положения железных
дорог было вызвано снижением производства в угольной и других традиционных
отраслях тяжелой промышленности; затруднениями при удовлетворении
логистических запросов промышленности; строительством заводов в зонах, не
имеющих ж.-д. линий; ростом конкуренции со стороны автотранспорта. Усугублялось
положение тем, что среднее расстояние грузовых перевозок составляло 150-180 км; в таких условиях не
могли использоваться преимущества ж. д. при перевозках на дальние расстояния.
Вследствие этого доминировали в перевозках маршрутные поезда, которые обеспечивали
80% общих доходов ж. д. от грузовых перевозок. В 1950-1990-х гг. грузооборот ж.
д. также падал (с 36,2 млрд. т-км в 1950 г. до 12,54 млрд. т-км в 1995 г.); в 2000 г. грузооборот
составил 18,1 млрд. т-км. Основные грузы: уголь (26,5% в 2000 г.), металлы (11,6%), а
также контейнеры и полуприцепы. В 2000-2001 гг. общий объём перевозок составил
95,3 млн. т.
Доля ж. д. в пассажирообороте также
снижалась: в 1950 г.
- 32,5%, пассажирооборот стабилизировался к 1991 г.- 6,23%; в 1999 г. наметилась тенденция
к повышению - 6,82%. В 2000
г. перевезено 957 млн. чел. и пассажирооборот составил
39,2 млрд. пасс.-км, из которых ок. 64% приходилось на пригородное сообщение.
Национализация железных дорог была
осуществлена в 1984 г.
(позже, чем в остальных европейских странах); образованы Британские железные
дороги (БЖД), объединившие все ж.-д. линии в единую общенациональную сеть. В
ноябре 1993 г.
парламент принял Закон о железных дорогах, который создал базу для приватизации
БЖД с целью улучшения качества и эффективности ж.-д. перевозок и стимулирования
использования железных дорог. В 1993-1997 гг. в ходе реформирования БЖД
подверглись денационализации и разукрупнению: БЖД распались примерно на 100
компаний, в т. ч. 25 эксплуатационных компаний, входящих в ассоциацию АТОС,
которые организуют пассажирские перевозки на условиях франчайзинга (заключения
контрактов); компания Рейлтрэк (RaiJtrack), которая владеет и управляет почти
всей ж.-д. инфраструктурой (пути, мосты, тоннели, устройства СЦБ, грузовые
терминалы) и распределяет ее пропускную способность, а также выдает грузовым
операторам долгосрочные лицензии на пользование сооружениями; компания EnglishWelshandScottish Railway, основной бизнес которой - маршрутные
перевозки (ок. 90% грузовых перевозок); компания Freightliner, занимающаяся интермодальными перевозками до
судоходных линий; компания BNFL, которая
перевозит только ядерное топливо. В процессе приватизации были также созданы
компании по текущему содержанию и аренде подвижного состава.
В соответствии с
Законом о ж.-д. транспорте были учреждены два официальных поста, играющих
важную роль в системе управления ж.-д. транспортом: управляющий по вопросам
франчайзинга, на которого возложено обеспечение социально необходимых услуг в
области пассажирских перевозок и рассмотрение заявок на предоставление
субсидий для выполнения таких перевозок, подготовка специальных
привилегированных контрактов (франшиз) и другие операции; управляющий по
вопросам государственного регулирования железнодорожной деятельности,
обеспечивающий содействие внедрению в отрасли принципов свободной и честной
конкуренции, защиту интересов клиентов, регулирование конфликтов, которые
могут возникнуть между Рейлтрэк и эксплуатационными компаниями, и др.; с 1 февр.
2001 г.
ряд функций перешел к новому органу - Управлению по стратегии в области ж.-д.
транспорта.