(MagyarAllamvasutak, MAV) -
Акционерное общество «Венгерские железные дороги» (АО МАВ) с 1993 г. (100% акций
принадлежат государству). В Венгрии действует также совместно с Австрией ж.-д.
компания - АО «Железные дороги Дьёр-Шопрон-Эбенфурт», которая по протяженности
линий и объемам работы имеет второстепенное значение (Венгрии принадлежат 60%
акций, Австрии ок. 30%, ок. 10% - другим акционерам). Железнодорожная сеть МАВ
разделена на 7 дирекций: Будапештская, Дебреценская, Мишколыдкая, Печская,
Сегедская, Сомбатхейская и Захонь-ская (перегрузочная коммерческая дирекция).
Эксплуатационная длина железных дорог (2001 г.) 7768 км. Ширина колеи в
основном 1435 мм;
широкую колею имеют ж. д. в За-хоньском узле (36,5 км), вместе со станционными
путями их общая протяженность составляет 149,6 км. На сети работают
736 станций. Венгерские железные дороги имеют 26 стыковых пунктов с железными
дорогами соседних стран, в т. ч. с Украиной (Захонь-Чоп, Эперешке-Батево), с
Румынией, Хорватией, Словенией, Австрией, Словакией.
Железные дороги выполняют 29,3% грузовых
и 39,0% дальних пассажирских перевозок в стране. По территории Венгрии через
ж.-д. сеть проходят международные транспортные коридоры: IV, V, Va, Vb, Vv/10a.
Первая стабильно действующая ж.-д. линия
общего пользования была построена между городами Пожонь-Надьсомбат (ныне в
Словакии) в 1840 г.,
которая до 1873 г.
работала на конной тяге. Первая железная дорога на паровой тяге между
городами Пешт и Вац была открыта 15 июля 1846 г. В 1851 г, было открыто
регулярное ж.-д. сообщение между Веной и Пештом, а во второй половине 50-х гг.
построены ж.-д. участки, связавшие крупные сельскохозяйственные центры Венгрии
с Веной. В нач. 20 в. общая длина ж. д. достигла 22 625 км. После 1-й
мировой войны в результате сокращения территории страны железные дороги имели
протяженность 8705 км;
в 1932 г.
началась электрификация. К началу 2-й мировой войны ж.-д. сеть составляла 12 784 км, а после войны 8045 км. В 40-50-е гг. было
организовано восстановление ж. д. и строительство новых линий. В 1960 г. длина ж.-д. сети
достигла 10 041 км,
позже за счет закрытия малодеятельных участков эксплуатационная длина
уменьшилась до 7768 км.
По плотности ж.-д. сеть Венгрии не уступает среднеевропейским показателям;
техническая оснащенность несколько ниже. Двухпутные линии имеют длину 1292 км (16,6%), 35% общей
протяженности железных дорог электрифицировано; бесстыковой путь составляет
45,5%; почти 35% линий имеют допускаемую скорость 100-120 км/ч, на одной линии
(Будапешт -Хедьешхалом) скорость - до 160 км/ч. Автоблокировкой оборудовано
35% линий. Из тяговых средств 33,3% составляют электровозы; 1,7% электропоезда;
43,9% тепловозы и 21,1% дизель-поезда. Парк грузовых вагонов уменьшился по
сравнению с 1990 г.
на 64%, в конце 1999 г.
составил 21 795 ед. Средняя грузоподъемность вагонов 44,1 т, средний срок
эксплуатации 27,5 года.
Управление основными звеньями ж. д. осуществляет
генеральная дирекция и специализированные дирекции с центральными и территориальными
подразделениями. Коммерческое, технологическое и юридическое обеспечение
организации перевозок осуществляют специализированные дирекции (по грузовым и
пассажирским перевозкам). Оперативное управление перевозками пассажиров и
грузов осуществляет диспетчерский центр специализированной дирекции по
движению (ДЦ).
В 1999 г. перевезено 155,1 млн. пассажиров и
43,6 млн. т грузов; пассажирооборот составил 9,4 млрд. пасс.-км, грузооборот
-7,4 млрд. т-км. Максимального объема перевозки пассажиров достигли в 1965 г.-св. 400 млн.
пассажиров, грузов в 1975 г.-более
130 млн. т. В грузообороте внутреннее сообщение составляет 2,3; экспорт 1,5;
импорт 2,4; транзит 1,2 млрд. т-км. Средняя дальность грузовых перевозок 170,7 км, средний вес
грузового поезда 939 т; средний оборот грузового вагона 3,78 сут. Электрической
тягой выполняется 83,4% грузооборота (нетто).
В развитии ж.-д. транспорта после 2-й мировой
войны появилась необходимость массового перегруза на границе Венгрии и СССР.
Для этого в восточной части Венгрии в районе ст. Захонь поэтапно был создан
мощный перегрузочный комплекс - один из самых
крупных «сухопутных портов» Средней и Восточной Европы, в развитие которого
осуществляются капиталовложения в целях увеличения перерабатывающей
способности района, создания таможенных складов общего пользования и защиты
окружающей среды.
На МАВ в рамках Главного
управления развития и капитальных вложений действует Институт развития и
исследований, работает Проектный институт.