Железнодорожный портал

Донецкой железной дороги

Пятница, 29.03.2024, 07:46

| RSS
Главная | Музей истории и развития Донецкой Железной дороги
Меню сайта

Категории раздела
Новости Укрзализныци [1150]
Новости Донецкой железной дороги [663]
Новости Львовской железной дороги [1]
Новости Одесской железной дороги [4]
Новости Юго-Западной железной дороги [3]
Новости Приднепровской железной дороги [7]
Новости Южной железной дороги [4]

Реклама

Наш опрос
Украинские железные дороги должны быть:
Всего ответов: 525



Адрес: 83018, г. Донецк, ул. Артемовская, 47

Телефоны: 319-08-98; 319-22-12

Режим работы: Понедельник – Пятница с 9:00 до 15:00. Перерыв с 12:00 до 13:00

Выходной: суббота, воскресенье.

Директор музея: Донченко Владимир Николаевич

Сайт музея: Parovozy.ucoz.ua









Музей истории и развития Донецкой железной дороги открылся 4 августа 2000 года, в честь 130-летия со дня основания Донецкой магистрали. Находится он рядом с железнодорожным вокзалом, так что, стоя на перроне, можно видеть здание музея, расположенного в бывшем паровозном депо станции Юзово, потом Сталино, сейчас Донецк. Сооруженное еще в 1872 году, само здание депо является памятником истории железнодорожного строительства.

На смотровой площадке и в здании депо размещены натурные образцы раритетной железнодорожной техники, а в экспозиционном зале, открытие которого состоялось 22 марта 2006 года, представлена уникальная документально-историческая экспозиция, освещающая все основные вехи развития Донецкой магистрали (пять с половиной лет эта экспозиция располагалась в двух багажных вагонах, стоявших у здания депо). Посетители смогут увидеть старые документы, награды, значки, инструмент и инвентарь железнодорожников, форменную одежду различных эпох, служебные знаки и часы, фонари и много других интересных экспонатов.

Документально-историческая экспозиция представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных, дополняющих друг друга экспонатов, позволяющих в исторической последовательности воспроизвести историю развития железнодорожного транспорта Донецкого края.

Дополнительным историческим материалом для экспозиционных стендов являются личные вещи и документы бывших работников Донецкой магистрали, на базе которых изготавливаются именные стенды, рассказывающие, на примере жизни и профессиональной деятельности конкретного работника, и о том промежутке времени трудовых будней дороги.

Не нарушая целостности музейной экспозиции, из имеющегося фондового материала, формирует музей, к разным историческим датам, и новые экспозиции, которые дополняют и расширяют картину прошедших событий тружеников Донецкой магистрали.

Так в мае 2003 года была организована выставка, посвященная 50-летию со дня объединения Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог в единую Донецкую магистраль. Через призму документов, наград, вещей, фотографий и многих других материалов, посетители могли познакомиться с работой Донецкой магистрали с 1937 года по настоящее время, увидеть и вспомнить всех руководителей дороги и самых её знаменитых работников. Найти ценную информацию о самой высшей ведомственной награде «Почетному железнодорожнику», которой в 2003 году исполнилось 70 лет.

Выпущены новые и обновлены старые стенды, посвященные редакции газеты «Железнодорожник Донбасса», первый номер которого вышел 14 марта 1934 года и в 2004 году был отмечен её 70-летний юбилей. Отдельный стенд посвящен бывшему главному редактору газеты, летописцу истории Донецкой дороги Кузьме Хрисанфовичу Клименко.

Обновлены и дополнены новым историческим материалом стенды о Героях Социалистического труда Донецкой магистрали и выяснен факт наличия еще одного Героя, Даниленко К.И., бывшего начальника Северо-Донецкой железной дороги с 1946 по 1948г.

К 100-летию профсоюзного движения музей продемонстрировал экспозицию «Из истории профсоюза Донецкой железной дороги» с уникальными историческими материалами и документами, первым уставом и первыми профсоюзными удостоверениями, значками, наградами и приказами с 1905 года по настоящее время.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов сформирован специальный уголок с образцами военной атрибутики и амуниции. На стенде, посвященном военным железнодорожникам, представлены различные документы, значки, медали, фотографии героев Советского Союза, участников парада Победы в Москве, фото Полного Кавалера ордена Славы Богуна Николая Андреевича, его документы и награды.

На сегодняшний день документальная экспозиция музея составляет более, чем 8,5тысяч экспонатов, иллюстрирующих 135-летнюю историю Донецкой железной дороги и её многочисленных тружеников. Поиск архивных и служебных документов, фотографий и фотоальбомов, различных исторических материалов, встречи с бывшими работниками железнодорожного транспорта пополнили и запасники музея, в которых сейчас находится более 12 тысяч учетных единиц хранения, ожидающих помещения их в экспозицию.

Благодаря энергичным поискам, на смотровой площадке музея расположились восемь паровозов различных серий выпуска 1930-1950 годов: Эу, Эм, Эр, ФД, Л, ТЭ, , Ь, электровоз ВЛ-8, семь тепловозов: ТЭ-3, 2ТЭ116, ЧМЭ-5, ТГМ, ТУ-2, ТУ-4, ТУ-7, три крытых 2-хосных вагона НТВ, цистерна постройки 1930 года, которые имеют историческое значение. Из существующего подвижного состава сформирован поезд особого резерва НКПС (народного комиссариата путей сообщения) с воспроизведением внутреннего интерьера «теплушек» на период 1943 года.

На баланс музея поступили и новые образцы ретро-техники: салон-вагон Ворошилова образца 1898 года, паровоз серии Ов и два пассажирских вагона, демонстрирующихся в Ясиноватском филиале музея. Кроме того, найдено около 25 единиц железнодорожной техники, которая нуждается в сохранении от разделки в лом.

В октябре 2005 года коллекция железнодорожной техники пополнилась уникальным экспонатом: на смотровой площадке музея появился маневровый паровоз серии Ь, 1929 года постройки, единственный сохранившийся в мире экземпляр этой серии. Дорожный музей не первое место, но мы уверены, что последнее, где он побывал в качестве памятника отечественному паровозостроению. Почти тридцать лет простоял паровоз Ь-2062 на постаменте у железнодорожного депо Енакиевского металлургического завода, затем, чуть более трёх лет, - в парке Ленинского комсомола. В феврале 2004 года был похищен и порезан в лом. И, только благодаря настойчивости и целеустремлённости директора музея, были найдены и привезены на Авдеевский завода нестандартного оборудования, одно из предприятий Донецкой железной дороги, его металлоконструкции. Здесь же, при непосредственном участии специалистов музея, работниками завода, профессионалами своего дела, паровоз был восстановлен, отреставрирован и установлен на смотровую площадку.

Кроме этого была восстановлена историческая достоверность в обозначении серии паровоза. Глядя на фотографию паровоза Ь-2062 1996 года, когда он стоял в качестве памятника на Енакиевском заводе, можно четко видеть надпись «Ъ» с индексом «к». На самом деле в истории железнодорожного транспорта буквенная серия «твердый знак Ъ» присваивалась только пассажирским танк-паровозам, и, конечно, не могла быть у этого образца с осевой формулой 0-2-0. Надиндекс «к» мог иметь много значений, но в данном случае, его могли поставить «из лучших побуждений» по причастности Коломенского завода к изготовлению данного паровоза. То есть правильное обозначение этой серии все-таки «мягкий знак».

В 2005 году музей Донецкой железной дороги участвовал в смотре-конкурсе музеев, залов и комнат Боевой и трудовой Славы», посвященного 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и был награждён Почетной Грамотой победителя смотра среди музеев с вручением первой денежной премии в сумме 1100грн.

Экспозиционная, методическая, экскурсионная и культурно-просветительская деятельность сотрудников музея направлены на решение задач популяризации исторических знаний об истории железнодорожного транспорта и многочисленных его тружеников. Являясь хранилищем железнодорожных традиций, через вещи и документы связывающим железнодорожников в единый общественный организм, музей всё больше и больше приобретает статус действующего духовного центра, способствующего снижению социальной напряженности.

Проводятся организованные экскурсии школьников, количество которых возрастает во время школьных каникул, приезжают дети из детских летних школьных лагерей, железнодорожных кружков, становятся посетителями представители малых детских дорог других магистралей Украины. Донецкий Союз пионеров «Дружба» привозит на экскурсии своих детей из многих районов Донецка и городов Донецкой области. Интерес к музею проявил институт туристического бизнеса и включил музей в свой туристический маршрут.

Постоянными посетителями музея продолжают являться первокурсники Донецкого института железнодорожного транспорта, студенты исторического факультета Донецкого Государственного университета, решившими расширить свои профессиональные знания в области истории развития рельсового пути в Донбассе. Участники сетевых совещаний, конференций, мероприятий, проводимых на Донецкой дороге, также стали благодарными посетителями музея. А благодаря наличию сайта в Internet гостями музея становятся граждане Украины, ближнего и дальнего зарубежья.
Непосредственное живое общение работников музея с патриотами Донецкой железной дороги помогает работникам музея в их научно-исследовательской деятельности, направленной на воссоздание наиболее ярких страниц истории развития магистрали в портретах наиболее выдающихся её работников. Об их жизненном пути рассказывают документы, фотографии, личные вещи, выставленные в экспозиционных залах музея. Имена родных, передавших свои семейные раритеты в дар музею, занесены в Книгу Памяти музея Донецкой магистрали, а сами они награждаются Почетной Грамотой.
Понимая огромное значение исторического наследия в воспитании подрастающего поколения железнодорожников, за особые заслуги в деле сохранения памятников железнодорожной истории, активную экспозиционную и профориентационную деятельность, по инициативе директора музея, руководством Донецкой железной дороги в 2003 году был учреждён Почетный Знак исторических заслуг «За особые заслуги в сохранении железнодорожных исторических памятников».

Первыми награждёнными стали одиннадцать человек, те, кто стоял у истоков открытия музея и те, благодаря кому он существует и пополняется уникальными памятниками железнодорожной техники Ежегодно к юбилею открытия дорожного музея этим Почетным Знаком награждаются самые достойные хранители железнодорожного наследия, те, кто сделал наиболее весомый вклад в развитие музейного дела.

Организационно-методическая работа музея направлена на оказание помощи в становлении музеев различных железнодорожных предприятий: музей Кривоноса П.Ф. в Славянске, музей малой детской железной дороги, снабжении историческим и справочным материалом, копиями фотодокументов их и различных других организаций города Донецка (школа №113 на станции Мушкетово, телевизионные кампании).

В рамках Национальной программы патриотического воспитания населения, музей регулярно предоставляет материал для видеосюжетов различным местным и республиканским телевизионным кампаниям: ТРК «Украина», 1-й муниципальный, «Киевская Русь», УТ-1, УТ-2, Интер. Проходят сюжеты о музее и событиях, связанных с ним по телевизионным каналам России. С использованием исторических документов, видеоматериалов музея, различных видео-сюжетов о нём и интервью директора, Львовской телевизионной кампанией «Колия» был выпущен фильм о Донецкой железной дороге.

На страницах ведомственной железнодорожной газеты работники музея ведут постоянную рубрику об истории развития магистрали, о её выдающихся строителях, руководителях, о тех. кто были первыми. Не обошла вниманием появление музея на Донецкой дороге и пресса России. В журнале «Локотранс» появились статьи о музее железнодорожной техники на Украине.

С 2003 года музей ежегодно открывает свои временные выездные выставки в фойе Управления Донецкой дороги и в Красном уголке оздоровительного комплекса «Урзуф», расположенного на берегу Азовского моря. Это даёт возможность расширить круг посетителей и приблизиться к трудовым массам железнодорожников, их семьям, гостям Донецкой магистрали и отдыхающим со многих уголков Украины и ближнего Зарубежья.

Главными посетителями выездной выставки музея становятся и дети детской здравницы «Буревестник», расположенной рядом с оздоровительным комплексом. Для них проводятся массовые экскурсии, где они с интересом прослушивают лекции об истории дороги, развитии железнодорожного транспорта. С восторгом принимается детьми разрешение посмотреть красочно оформленные альбомы, представленные в экспозиции, познакомиться с трудовыми буднями железнодорожников многочисленных предприятий Донецкой магистрали, воочию убедиться, как же она могуча и велика. С радостью найти на стендах фотографии знакомых, родных, близких, с ликованием примерить на себя военную амуницию и сфотографироваться в ней. Живой интерес вызывают выставленные масштабные модели железнодорожного подвижного состава и обустройства рельсового пути.

Музей с его экспозицией является дополнительной интеллектуальной услугой клиентам, партнёрам, посетителям и гостям Донецкой железной дороги. Ни одно дорожное мероприятие, проводимое в Донецке, не обходится без посещения его участниками нашего музея. С удовольствием знакомятся с экспозицией и частые гости с Укрзализныци. И удивляются, не ожидая увидеть здесь редкие экспонаты.

А дело в том, что наш музей единственный на Украине (да пожалуй, такого музейного комплекса и нет больше нигде), имеющий не только документальную экспозицию, но и натурные образцы подвижного состава железнодорожного транспорта. Эта уникальность музея обеспечила включение его в туристические маршруты украинских фирм, организующих ретро-туры иностранным туристам по территории СНГ, что позволяет принимать нашему музею 2-3 иностранные делегации в год.

У нас побывали делегации Германии, Великобритании, Голландии, Австрии, Швеции, Австралии, Бельгии и др. По отзывам иностранцев, наш музей является самым интересным железнодорожным музеем Украины.

Не обошла стороной Донецкий музей и Ассоциация работников технических музеев Украины, приняв его в апреле 2004 года в свои члены. Начиная с этого времени, ежегодно сотрудники музея принимают активное участие в работе Всеукраинской научно-практической конференции «Украинский технический музей: история, опыт, перспективы», представляя свои доклады о состоянии музейной работы на Донецкой дороге и перспективах ее развития.

Именно то обстоятельство, что Донецкий железнодорожный музей – единственный в Украине, сохраняющий образцы железнодорожной техники, заинтересовало заграничных коллег из Фонда по сохранению железнодорожного наследия Новой Европы (ФПСЖННЕ). И в начале 2004 года наш музей стал членом этой, весьма влиятельной, европейской организации со штаб-квартирой в Лондоне. Члены ФПСЖННЕ, ознакомившись с работой музея, предложили его работникам организовать деловой визит, с целью изучения опыта работы железнодорожных музеев Великобритании.
В конце марта 2005 года такой визит был осуществлён. Члены делегации ознакомились с экспозициями крупнейших железнодорожных музеев Англии, таких как Лондонский транспортный музей, Национальный железнодорожный музей в городе Йорк, Лондонский технологический музей, посетили действующую паровую железную дорогу в городе Шеффилд.

Целью посещения музеев являлось знакомство с экспозицией, фото- и видеодокументирование экспонатов, контакты с руководством и сотрудниками музеев, выяснение вопросов организации экспозиционной и реставрационных работ, принципов финансирования и результатов экономической деятельности, коммерческой и рекламной работы, научно-просветительской деятельности и прочих вопросов.

2 апреля в Штаб-квартире ФПСЖННЕ в Лондоне на Координационном Совещании фонда директором Донецкого железнодорожного музея был сделан обзорный доклад об истории деятельности и перспективах развития железнодорожных музеев Украины. Состоялось обсуждение доклада и были разработаны предложения по дальнейшему сотрудничеству, включающие ответный визит представителей ФПСЖННЕ в Донецк в сентябре 2005 года, организацию стажировки сотрудников Донецкого музея в Лондоне или Франции, организацию проведения Международной научно-практической конференции железнодорожных музеев в 2006 году на базе Донецкого железнодорожного музея.

На этом же Совещании Президентом Европейской Федерации музеев и туристических дорог (Fedecrail) было предложено Донецкому музею подать заявку на членство в Европейской Федерации.  
В октябре 2005 года на Донецкую дорогу был осуществлён визит председателя ФПСЖННЕ и финансового распорядителя, целью которого являлось знакомство с экспозицией дорожного музея, его запасниками, оборудованием и другими вопросами его функционирования, а также согласование вопросов дальнейшего сотрудничества в музейной деятельности Украины и Великобритании.
Во время визита были проведены встречи с руководством дороги, на которых обсуждались конкретные вопросы двустороннего сотрудничества и в частности рассматривались планы помощи музею Донецкой дороги со стороны фонда, включая возможное спонсорство.

Осуществлённые международные контакты с коллегами из Англии (ФПСЖННЕ) и Голландии (Fedecrail) раскрывают дальнейшие перспективы развития музея Донецкой железной дороги и создания на его базе ведомственного Украинского музея железнодорожного транспорта с прямым подчинением Укрзализныце и использованием возможностей всех шести железных дорог Украины для формирования экспозиции натурных образцов железнодорожной техники. Это поможет повысить престиж Украины и вывести её в культурно-исторической сфере на уровень высокоразвитых Европейских государств.

Продолжением международных контактов дорожного музея стал осуществлённый в середине марта 2006 года визит Советника и консультанта ФПСЖННЕ и директора национального музея Южного Уэльса, целью которого являлось обсуждение плана совместных действий по дальнейшему развитию музея Донецкой магистрали и проведения на его базе в городе Донецке Международной конференции.

Зарубежные гости стали свидетелями ремонтных и реставрационных работ, как экспонатов железнодорожной техники музея, так и самого здания бывшего паровозного депо, в котором готовились помещения и для постоянно действующей документально-исторической экспозиции. Это событие, показавшее реальную заботу руководства Донецкой железной дороги о своём духовном центре и, в конечном счете, о будущем поколении своих работников, придало членам Международного Фонда еще большую уверенность в перспективах дальнейшего сотрудничества и оказания достойной помощи в развитии музея Донецкой железной дороги.

Среда, 22 марта 2006 года. Это день, когда музей истории и развития Донецкой железной дороги, получивший Международное признание практически с первого своего дня существования, получил и признание Генерального директора Укрзализныци, который приехал на Донецкую дорогу для торжественного открытия второй очереди ведомственного дорожного исторического музея.

Прошло совсем немного времени со дня открытия в 2000 году музея. И теперь, у входа на его территорию, красуется далеко видная на зелёном фоне надпись: «Музей истории и развития Донецкой железной дороги»; в здании депо и экспозиционном зале появились прекрасные информационные планшеты, рассказывающие и показывающие всю историю становления Донецкой магистрали с 1870 года по настоящее время; смотровую площадку украшают новые экспонаты, как железнодорожного, так и других видов транспорта прошлого: автомобили (ГАЗ, ЛУАЗ, Вандерер), гусеничный транспортер, мотороллер. Совсем недавно экспонатом музея стал автомобиль ГАЗ-67, переданный в дар музею Губенко Валентиной Степановной, супругой одного из выдающихся слесарей Донецкой железной дороги, заслуженного рационализатора Украины, мастера «золотые руки», работавшего в вагонном депо Ясиноватая, Губенко Николая Дмитриевича.

В 2007-2008 годах, работниками музея проведена поисковая работа старинной железнодорожной техники по железным дорогам России, где обнаружен интересующий наш музей подвижной состав. В связи с этим были организованы переговоры с Всероссийским Обществом любителей железных дорог и руководством ОАО «Российские железные дороги» о возможности приобретения конкретной ретро-техники нашим дорожным музеем, конечным результатом которых стало решение о передаче в дар музею паровоза серии ЛВ, изготовленного на Ворошиловградском паровозостроительном заводе.

В первых числах июня 2008 года на смотровой площадке музея появился уникальный экземпляр тепловоза ТГМ-9, 1983 года выпуска. Таких тепловозов на Людиновском тепловозо-строительном заводе (Россия) было изготовлено всего четыре единицы. Остался «в живых» на данное время только один, да еще под номером 0001 и теперь он находится у нас, в дорожном музее. А такой достойный подарок сделало музею руководство Макеевского металлургического завода, за что им великая благодарность, как работников, так и многочисленных посетителей музея.

28 июня в жизни музея истории и развития Донецкой железной дороги произошло знаменательное событие: открытие Ясиноватского филиала музея. Очень важным мероприятием стало оно для всех жителей города Ясиноватая, особенно для тех, кто стоял у истоков создания в 1972 году, в честь столетия города, музея трудовой и боевой славы города Ясиноватая и безжалостно разграбленного в 90-е годы прошлого столетия. Находится филиал музея в Ясиноватском Дворце культуры железнодорожников в большом светлом, прекрасно обустроенном помещении, где расположилась обширная документально-историческая экспозиция, рассказывающая о важных исторических вехах Ясиноватского железнодорожного узла, его знаменитых и достойных работниках. А из окон экспозиционного помещения можно видеть живой памятник прошлым рабочим будням железнодорожников-ясиноватцев – паровоз «Овечку», 1909 года изготовления и пассажирские вагоны 1912 и 1937 года выпуска.
С июля 2008 года на Авдеевском экспериментальном заводе нестандартного оборудования началась реставрация вагон-салона кавказского типа с полным восстановлением внутреннего интерьера и внешнего облика вагона, в котором объезжал русские войска в первую мировую войну1914-1916 годов генерал Брусилов, а главкомвоенмор маршал Клим Ворошилов - войска Красной армии в гражданскую 1918-1923 годов.

В конце 2008 года на баланс музея поступили новые экспонаты, как подвижного состава, это – мотор-вагонные электросекции, так и натурные образцы железнодорожной путейской техники, а именно: машина выправочно-подбивочно-рихтовочная, путевая машина ВПР, снегоочиститель роторный, грейферный кран, семафоры одно и двукрылый. Продолжает пополняться экспозиция музея и грузовым транспортом – автомобилем ГАЗ-93, самосвал.

К сожалению, размеры смотровой площадки музея не позволяют разместить на ней вновь поступающие музейные экспонаты, и вся прибывающая техника отправляется на запасную базу.
В связи с тем, что на Донецкой железной дороге исчерпан весь лимит ретро-подвижного состава, сотрудниками музея постоянно проводятся работы по поиску старой железнодорожной техники на других магистралях Украины. Результатом таких поисков стала находка большого количества паровозов на Одесской железной дороге, требующих музейного хранения.

В июле 2007 года администрацией музея и руководством Донецкой дороги были начаты переговоры с руководством Одесской ж.д. о передаче шести единиц ретро-подвижного состава на баланс нашего музея. Прошло два года и, наконец, в конце лета 2009 года на музейной площадке появились два ретро-паровоза: 9П-82 довоенной постройки, который после проведения реставрационно-восстановительных работ станет уникальным экспонатом музея и Эм 722-81 в полностью комплектном состоянии, что в настоящее время это очень большая редкость.

Работники музея, его посетители, руководство Донецкой дороги искренне благодарны начальнику Одесской магистрали Илье Ефимовичу Левицкому за понимание важности и ответственности работ по сохранению железнодорожного наследия Украины. Сегодня паровозы Эм и 9П заняли достойное место в экспозиции музея. Но мы также не перестаём надеяться, что и остальные четыре паровоза займут самые лучшие места в коллекции железнодорожной ретро-техники донецкого музея железнодорожного транспорта.

В сентябре 2009 года в музей из ШЧ Славянск (дистанция сигнализация и связи) были переданы две мотор-вагонные электросекции СР3, которые представляют собой не только локомотив, но и одновременно и вагон и в 50-х годах прошлого столетия использовались для перевозки пассажиров в пригородном движении. К сожалению и эти экспонаты отправлены на базу запасу.
9 июля 2008 года сектором регистрации законопроектов Верховного Совета Украины был зарегистрирован проект Закона Украины № 2727 об утверждении Общегосударственной программы создания Государственного политехнического музея «Украинский техноленд».

Целью создания «Техноленда», в котором самое активное участие принимает и музей истории и развития Донецкой железной дороги, является пропагандирование технических знаний, внеклассного школьного образования, создание методического центра сети технических музеев, библиотек, предприятий, высших учебных заведений и других организаций, развитие отечественного туризма, привлечение в Украину иностранного туризма, продвижение национальных торговых марок в мире, повышение конкурентноспособности украинской промышленности, научная деятельность.
«Техноленд» состоит из подразделений, охватывающих состояние и развитие всех отраслей промышленности Украины. Открыть политехнический музей предполагают на территории угольных шахт «Красный Профинтерн» и «Юный коммунар» города Енакиево.

Раздел музея, посвященный железнодорожному транспорту, планируется разместить на территории железнодорожного депо объединения «Орджоникидзеуголь» на 20-25 единиц железнодорожной техники, которое расположено около шахты «Красный Профинтерн». Здесь будет расположена коллекции натурных образцов паровозов и другой ретро-техники и необходимые реставрационно-восстановительные работы которой могут быть выполнены на ремонтно-механическом завод того же объединения, расположенном там же, только с другой стороны шахты.  

Очень компактно, с одной стороны шахты расположено железнодорожное депо объединения «Орджоникидзеуголь» на 20-25 единиц железнодорожной техники, которое можно использовать для размещения коллекции натурных образцов паровозов и другой ретро-техники, с другой – ремонтно-механический завод того же объединения, на котором возможно выполнять ремонт оборудования, поступающего для формирования и пополнения коллекции «Техноленда».

С экспонатами музея истории и развития Донецкой Железной дороги вы можете ознакомиться в нашем фотоальбоме.


Реклама

Форма входа

Статистика
Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Железнодорожников: 0

Случайное фото

Поиск

Друзья сайта
  • Донецкий железнодорожный музей
  • Клуб железнодорожного туризма

  • Наша кнопка
    Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте:

    Железнодорожный портал Донецкой железной дороги




    Железнодорожный портал Донецкой железной дороги © 2008-2024. donrailway@gmail.com
    При использовании любых материалов ссылка на  railway.in.ua обязательна.  Хостинг от uCoz