ЛАТВИЙСКАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Государственное акционерное общество
«Латвияс дзелзцельш» (1993 г.),
образована на базе части Прибалтийской железной дороги в пределах территории
Латвийской Республики. Управление дороги в Риге. Является членом ОСЖД (код
ЛДЗ). Эксплуатационная длина дороги (01.01.2000 г.) 2412,9 км. В состав
дороги входит Управление инфраструктуры, имеющее 3 дистанции пути, 3 дистанции
связи и сигнализации (объединенные дистанции электроснабжения и дистанции связи
и сигнализации), 2 путевые машинные станции, а также рельсосварочный поезд и
предприятие путевого ремонта. Дорога граничит с рядом ж. д.: Эстонской,
Октябрьской, Белорусской, Литовской; обслуживает 3 морских торговых порта
(Рига, Вентспилс, Лиепая). На дороге работает 171 станция, основные из
которых имеют развернутые пути, в т. ч. грузовые станции - Вентспилс, Лиепая,
Рига-Краста, Рига-Пречу-II, Мангали, Зиемельблазма и Болдерая, и др.;
сортировочные - Даугавпилс и Шкиротава; участковые - Резекне и Елгава, а
также 6 узловых. Развернутая длина главных путей составляет 2702,7 км; широкую колею 1520 мм имеет путь на длине
2379,5 км,
узкую (750 мм)
-33,4 км;
протяженность бесстыкового пути 1616
км. Уложено 3987 стрелочных переводов, в т. ч.
оборудованных электрической централизацией 2754. На 1046,1 км пути применяется
автоблокировка, в т. ч. диспетчерской централизацией. Эксплуатационная длина
электрифицированных участков составляет ок. 258 км. В тяговом подвижном
составе тепловозы (261 ед.), дизель-поезда (50 секций), электропоезда (141
секция). Перевозка пассажиров осуществляется вагонами дальнего следования
(272 ед.), вагонами электропоездов (293 ед.), вагонами дизель-поездов (155
ед.). В грузовом вагонном парке эксплуатируется 7878 вагонов. В пути применены
в основном рельсы Р65 (2530
км), Р50 (747
км), а также Р43 (358 км) и 60Е1 (40 км).В 1999 г. дорога обеспечила
37,6% от общего объема грузовых перевозок в стране и 13% от общего объема
пассажирских перевозок. Дорога является важным звеном в общей транспортной инфраструктуре
Латвии, служит торговым и транспортным мостом между Востоком и Западом,
соединяя порты Латвии с партнерами по транзитному бизнесу - Россией,
Белоруссией, Литвой и Эстонией. Благодаря выгодному географическому положению
Латвийской железной дороги транзитные перевозки грузов являются преобладающими.
В 1999 г.
они составили 78,4% общего объема перевозок. Основными являются транзитные
грузовые перевозки в направлении портов: через Вентспилсский порт в 1999 г. перевезено 16,8
млн. т (64,5% всех транзитных грузов дороги). Грузооборот составил 12 210 млн.
т-км, объем перевезенных грузов 33 208 тыс. т. В структуре грузовых перевозок:
нефть, минеральные удобрения, черные металлы, лесные грузы, сахар, зерно.
Число перевезенных пассажиров составило 24 862 тыс. чел.; в т. ч. в
международных перевозках 740 тыс., местных 1619 тыс., в пригородных сообщениях
22 503 тыс. пассажиров. Пассажирооборот составил 984 млн. пасс.-км. Средняя
участковая скорость пассажирских поездов (без учета дизельных и электропоездов)
- 56,1 км/ч;
средняя участковая скорость грузовых поездов -33,8 км/ч.
Железнодорожная сеть в Латвии начала создаваться в середине
19 в. Первый рельсовый путь протяженностью 164 км был проложен в 1860 г. на участке
Абрене-Динабург (Пыталово-Даугавпилс) как составная часть Петербурго-Варшавской
железной дороги. Первой крупной железнодорожной линией в Латвии была
Риго-Динабургская железная дорога протяженностью 232,5 км, открытая в 1861 г. и соединенная в 1862 г. с Петербурго-Варшавской
магистралью. В 1866 г.
построена линия Даугавпилс-Витебск; в 1868 г. Рига-Елгава. В 70-е гг. проложены линии
Лиепая-Ромны; Даугавпилс-Радвилишкис и Елгава-Мажейкяй; Рига-Тукумс; в 1889 ж.
д. соединила Ригу с Псковом; в 1901-1904 гг. построен участок ж. д. между
Москвой и Вентспилсом. В кон. 19 - нач. 20 вв. в Латвии велось строительство
узкоколейных линий. Позднее благодаря развитию других видов транспорта и
вследствие низкой рентабельности узкоколейные железные дороги были частично
переведены на широкую колею, частично ликвидированы. Действующая узкоколейная
ж. д. дорога сохранилась только на участке Гулбене-Алуксне. После 1-й мировой
войны управление хозяйством ж. д. перешло Латвийскому государству. Верховное
Правление железных дорог Латвии было учреждено 5 авг. 1919 г. (этот день считается
днем рождения Латвийской железной дороги). В 20-е гг. велось интенсивное
строительство новых ж.-д. линий (373
км широкой колеи, 332 км узкой колеи), производился подвижной
состав - локомотивы, вагоны. В первые годы после 2-й мировой войны проводилось
восстановление разрушенного ж.-д. хозяйства. В 1953 г. Латвийская железная
дорога стала частью Балтийской железной дороги, в которую входили также
Литовские и Эстонские железные дороги. В 1963 г. создана
Прибалтийская железная дорога с Управлением в Риге.
В 1950 г.
первая электрифицированная линия Рига-Дубулти. В последующие годы электрифицированы
другие пригородные участки Риги: Дубулти-Тукумс, Рига-Елгава, Рига-Аизкраукле,
Рига-Скулте. Осуществлена реконструкция ж.-д. пути с укладкой рельсов
тяжелого типа на железобетонных шпалах и щебеночном балласте; 35% общей длины
главных путей составил бесстыковой путь, интенсивно строились вторые пути.
Реконструированы узлы и станции с удлинением путей и оборудованием станционных
парков техникой СЦБ и связи. На крупных станциях в системе поездообразования и
организации движения поездов была применена автоблокировка, электрическая
централизация, электронно-вычислительная техника, средства телемеханики.
С созданием в 1993
г. государственного акционерного общества с целью
приспособления ж.-д. транспорта к работе в условиях рыночной экономики начата
реструктуризация железной дороги. Создана правовая база, отвечающая требованиям
директив Европейского Союза в области транспорта, которые определяют отделение
инфраструктуры железной дороги от ее коммерческой деятельности, перевозок,
инфраструктуры, подвижного состава, пассажирских перевозок, недвижимости.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе
Единого транзитного тарифа (ЕТТ), к которым, в зависимости от вида, объема,
рентабельности перевозок и других условий, применяются различные скидки и
льготы. Основным принципом гибкой тарифной политики является увеличение
доходов не за счет повышения тарифа, а за счет увеличения объемов перевозок
при стабильном уровне тарифов.
На дороге имеется опыт работы по формированию и перевозке
груженых и порожних контейнеров между Рижским торговым портом, обслуживаемым
станцией Рига-Краста, и станциями Московского узла. Организованы и успешно
развиваются перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах;
введены в эксплуатацию 3 сцепа вагонов, специально оборудованных для перевозки
рефрижераторных контейнеров с подключением холодильного оборудования контейнеров
к энергопитанию от вагона-электростанции, следующего в составе каждого сцепа.
Из Риги в Москву регулярно перевозится от 12 до 18 сорокафутовых
рефрижераторных контейнеров с грузом за один рейс. В кон. 1999 г. осуществлены первые
перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах из Риги в Ташкент, завершена
подготовка к перевозкам в Казахстан и Киргизию.
На межгосударственных пограничных станциях контор передачи
введен порядок предварительного декларирования таможенных грузов на станциях
назначения либо на базовых станциях. На всех передаточных станциях внедрено
автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора конторы передачи; в Управлении
трудовых перевозок создан центр управления движением поездов.
На дороге работает информационно-вычислительный центр
(ИВЦ), оборудованный машинным комплексом на базе ЭВМ типа IBM 9672-R14 и
персональными компьютерами (всего ок. 1000), установленными в разных точках
дороги. Эксплуатируются автоматизированные системы управления грузовыми
перевозками АСОУП и пассажирскими перевозками «Экспресс-2», которые взаимодействуют
с аналогичными системами ж. д. других государств, а также локальные системы:
система учета доходов от грузовых перевозок, финансово-бухгалтерская система и
др. В 1995-2000 гг. проведена модернизация инфраструктуры информационных систем
(заменены серверы центральной базы данных, телетайпы на персональных
компьютерах), уложены оптические линии связи на главных грузовых направлениях.
Компьютеризированы 14 основных и 5 технических станций и ок. 150 основных
рабочих мест, связанных с управлением грузовыми перевозками. Созданы
автоматизированные рабочие места (АРМ), в т.ч. товарного кассира, на пункте
технического осмотра, интеллектуальные терминалы АСОУП и др.
В 2000 г.
совместно с фирмой «ADTranz» на ст. Рига и Торнякалнс осуществлена модернизация
систем сигнализации и автоматики на основе микропроцессорной централизации.
На дороге высок уровень механизации работ при ремонте и
текущем содержании пути: применяются цепочки путевых машин тяжелого типа,
путеремонтные машины для вырезки балласта из-под стрелочного перевода,
комплекс путеремонтных машин, щебнеочи-стительные выправочно-подбивочные машины
и др., используются дрезины, а также средства механизации.
В рамках информационной системы пассажирских перевозок
проведено подключение к системе KURS-90 железной дороги Германии (DB), что
дает возможность получать информацию о расписании движения поездов на железных
дорогах Западной Европы, а также резервировать билеты на эти поезда.
Инвестиционная программа на 1997— 2010 гг. предусматривает
выделение капиталовложений на развитие ж.-д. инфраструктуры в сумме более 270
млн. долларов США до 2005 г.
Примерно 90% инвестиций предназначено для развития транспортных ж.-д.
коридоров. Предусмотрено увеличение пропускной способности крупных ж.-д.
узлов, модернизация телекоммуникационной сети и автоматизированной системы
управления движением поездов. Запланировано привлечение средств фонда ISPAЕвропейского
Союза. С целью реализации проекта «Реконструкция железнодорожного транзитного
коридора Восток-Запад» в 1998
г. был подписан Кредитный договор с Европейским банком
реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Осуществление
этого проекта предусмотрено также Национальной программой развития транспорта
на период до 2010 г.,
разработанной Министерством Сообщений Латвии.
На дороге работают предприятия, производящие ж.-д. технику.
В Риге фирма VAE-Rigaосуществляет производство стрелочных переводов; фирма RRA-
модернизацию и производство дизельных и электропоездов. В Даугавпилсе создано
акционерное общество «Locomotive» по ремонту и модернизации подвижного
состава.
Государственное акционерное общество «Латвияс дзелзцельш»
является ассоциированным членом Совета по железнодорожному транспорту стран
СНГ, Балтии и Болгарии, представляет Латвию в Международной организации
конгрессов железных дорог (IRCA), входит в Международную организацию по сотрудничеству
полиций и служб безопасности железных дорог (COLPOFER). Для дороги готовят
специалистов со средним образованием Рижская школа железнодорожников и Латгальский
транспортный колледж (Даугавпилс), высшее образование можно получить в Институте
железнодорожного транспорта Рижского технического университета. Дальнейшее повышение
уровня образования работников Латвийской железной дороги проводит Учебный
центр дороги, созданный в 1997
г. На дороге действуют ж.-д. общественные организации:
Общество железнодорожников Латвии (основано Международной Ассоциацией
железнодорожников) , Инженерно-техническое общество железнодорожников Латвии;
организован Музей истории железной дороги Латвии.
Карта Латвийской железной дороги
