Общество с ограниченной ответственностью
(ООО). Пролегает в пределах территории Грузии. Является членом ОСЖД (код ГР).
Администрация дороги в Тбилиси. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) 1572 км. Дорогу обслуживают
3 территориальных управления. Дорога граничит с Азербайджанской ж. д. (ст.
Беюк-Кясик), с Северо-Кавказской ж. д. Российской Федерации (ст. Веселое) и с
Армянской ж. д. (ст. Айрум). Основные станции: пассажирские - Тбилиси, Сухуми;
сортировочные - Тбилиси и Сам-тредиа, портовые - Батуми и Поти, узловые
-Тбилиси, Хашури, Зестафони, Риони, Сена-ки, Ингири, Очамчире, Гори, промежуточные
- Рустави, Гурджаани, Натанеби. Развернутая длина ж.-д. пути 1879,3 км. Длина
однопутного участка 1285 км,
двухпутного 290 км;
ширина колеи 1520 мм';
протяженность электрифицированных линий 1879,3 км (постоянный ток
напряжением 3000 В). В эксплуатации подвижной состав: 4 паровоза, 154
тепловоза, 226 электровозов, пассажирских вагонов 590, грузовых - 16917. В
верхнем строении пути уложен щебень, деревянные и железобетонные шпалы,
рельсы Р65. Дорога почти на всем протяжении оборудована автоблокировкой и
электрической централизацией.
Грузооборот (2000 г.) составил 3,5 млрд.
т-км, годовые перевозки грузов - более 10 млн. т; пассажирооборот - 36 млн.
пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2000 т. Установленная скорость движения
грузовых поездов 80 км/ч,
пассажирских - 100 км/ч.
Техническое оснащение дороги позволяет пропускать до 35 млн. т грузов в год по
каждому направлению.
Дорога является соединительной транспортной
артерией между Черным и Каспийским морями, одной из значительных частей
Евроазиатского транспортного коридора, кратчайшим путем соединяет Европу с Центральной
Азией, северные регионы с южными. С древнейших времен дорога является важ нейшим
участком «шелкового пути». Идея создания соединительной линии между Черным и
Каспийским морями зародилась в 30-х гг. 19 в. Из портов Батуми и Поти
вывозились шерсть, хлопок, древесина, грецкий орех, вина, марганцевая руда, а
позже каспийская нефть и другие грузы. Старейшая в Закавказье ж.-д. линия
Поти-Тифлис (Тбилиси) эксплуатируется с 1872 г., позже построены ответвления
Риони-Кутаиси (1877 г.),
Кута-иси-Ткибули (1887 г.),
Зестафони-Чиатура (1895 г.).
В 1883 г.
вступили в эксплуатацию участки Тбилиси-Баку и Самтредиа-Батуми, а в 1899 г. Тбилиси-Ахурян-Карс.
Железнодорожная ветка Хашури-Боржоми построена в 1894 г.; в 1902 г. была проведена узкоколейная
ж.-д. линия Боржоми-Бакуриа-ни, которая служит и в 21 в. любителям лыжного
спорта и туристам горного курорта. В 1915 г. сдан в эксплуатацию участок
Тби-лиси-Телави с веткой от Гурджаани до Цно-рис-Цкали. К 20-40-м гг. 20 в.
относится строительство линий Натанеби-Озургети (1924 г.), Сенаки
(Цхакая)-Ингири-Цхинва-ли (1940
г.), Сухуми-Адлер (1949 г.).
Грузинская железная дорога проведена в
основном в местах со сложным рельефом. Резкими перепадами высот отличаются
участки: Марабда-Ахалкалак (37%), Кутаиси-Ткибу-ли (43%), Сурамский перевал
(29%). Более 50% затрат дороги приходится на обслуживание искусственных
сооружений. В связи со сложным рельефом местности построено более 3.5 тыс. вспомогательных и искусственных
сооружений: тоннелей, мостов, галерей, виадуков. Вдоль моря возведены
волнорезы, подпорные стенки, регулирующие течение рек, и стенки,
предохраняющие дорогу от каменных и снежных обвалов. На Сурамском перевале
построен (1890 г.)
Ципский двухпутный 4-километровый тоннель. На дороге эксплуатируется ж.-д.
мост через р. Куру, перекрывающий автомагистраль, ж.-д. мосты на Черноморской
линии, мосты, тоннели, виадуки перевальных линий и т.д.
Грузинская дорога - первая в СССР магистраль,
на которой начала вводиться электрическая тяга и завершилась полная электрификация.
Первый электровоз прошел в тоннеле через Сурамский перевал в 1932 г. В 1967 г.
были электрифицированы все ж.-д. линии Грузии, в т. ч. узкоколейная
линия Бор-жоми-Бакуриани. Важную роль во внедрении электрической тяги сыграла
линия через Сурамский перевал, где испытывались электровозы постоянного тока
ВЛ19, ВЛ11, ВЛ15. На электровозе ВЛ19-01 с тяговым электродвигателем завода
«Динамо» на перевале прошли испытания схемы рекуперативного торможения. В
50-е гг. было введено рекупера-тивно-реостатное торможение. В 70-е гг. на
участке Гори-Цхинвали испытана система электротяги на постоянном токе
напряжением 6.6 кВт. В 80-е гг. закончено строительство линий, имеющих важное
значение для развития высокогорных районов Грузии. На высоте 2163 км над уровнем моря
проложена часть линии Ахалкалаки-Марабда, имеющая сложный профиль; более 30
путепроводов, мостов, в т.ч. 110-метровый. Значительный объем работ выполняется
в Батумском и По-тийском портах, регулярно осуществляющих паромные перевозки по
Черному морю.
Намечено строительство международной ж.-д.
линии Тбилиси-Каре (Турция), что обеспечит Грузию и сопредельные страны
кратчайшим выходом к Средиземному морю.
Грузинскую железную дорогу обслуживают
электровозостроительный и вагоноремонтный заводы, 11 дистанций пути, 8 локомотивных
и 3 вагонных депо, 7 участков электроснабжения, 5 дистанций связи, 3 дистанции
гражданских сооружений. В состав дороги входят учреждения здравоохранения,
строительные и проектные организации, завод железобетонных шпал, Батумские и
Потий-ские терминалы для нефтепродуктов и сухих грузов. В Тбилиси работает
транспортный факультет Грузинского технического университета и Учебный центр
ж. д. Грузии.