Акционерное
общество «Эстонская железная дорога», ЭВР (AS «Eesti Raultec»), образована с 1991 г., основной перевозчик
грузов в стране; пассажирские перевозки осуществляют АО «Электрическая
железная дорога» (с 1998 г.)
на прилегающих к Таллину участках, АО «Юго-Западная железная дорога» во
внутреннем сообщении и АО ЭВР Экспресс (владеет 49% акций АО «Эстонская
железная дорога») в международном сообщении. Является членом ОСЖД (код ЭВР). В
1963-1991 гг. железные дороги Эстонии входили в состав Прибалтийской железной
дороги (Эстонское отделение). Эксплуатационная длина ЭВР (01.01.2001 г.) 694,9 км с колеей 1524 мм, в т.ч. двухпутных
линий 104,9 км,
электрифицированных 131,6
км, линий с автоблокировкой 502,8 км. Общая
протяженность железных дорог Эстонии - 1026 км. Дорога граничит с Октябрьской железной
дорогой России (по стыковым пунктам Нарва и Печоры) и с Латвийской железной
дорогой (по стыковому пункту Валга). Обслуживает крупные морские порты Таллин,
Мууга и Палдиски. Основные станции: Таллин, Мууга, Маарду, Taпa, Тарту,
Палдиски, Нарва. В 1997 г.
из состава дороги выделено в самостоятельное предприятие - рефрижераторное
вагонное депо Валга.
Первая
железная дорога в Эстонии была открыта для движения 5 нояб. 1870 г. на линии
Палдиски-Таллин-Нарва Балтийской железной дороги с выходом на Гатчину Петер
бурго-Варшавской железной дороги. В 1891 г. с окончанием строительства участка
Руйиена-Мыйзакюла открыто сквозное движение по линии Таллин-Пярну-Рига. В 1931 г. с постройкой
ширококолейной железной дороги Тарту-Печоры было установлено прямое сообщение
эстонских морских портов с центральными регионами России и Украины. В 1940 г. протяженность
железных дорог Эстонии составляла 1447 км, из них 772 км ширококолейных (1524 мм) и 675 км узкоколейных (750 мм).
В 1966 г. было принято решение
о закрытии части узкоколейных железных дорог и переустройстве остальных на
широкую колею. Основной тип рельсов на главных путях Р65, Р50 и и UVC60. Протяженность пути с железобетонными шпалами
составляет 556,5 км.
В локомотивном парке 62 тепловоза для грузового движения и 29 маневровых тепловозов,
в вагонном парке - 4591 грузовой вагон.
Перевозки
пассажиров в 1945 г.
составляли 12,2 млн. чел., в 1990
г. 36,5 млн. пассажиров, в 1945 г. было перевезено 4,3
млн. т грузов, в 1991 ок. 30,1 млн. т. В 2000 г. объем перевозок грузов составил 39,5
млн. т, в т. ч. в местном сообщении - 7,3 млн. т (18,5%), транзит - 28,7 млн. т
(72,7%), импорт -2,7 млн.т (6,8%), экспорт - 0,8 млн. т (2,0%). В структуре
перевозок: нефтепродукты, сланцы, зерно, удобрения и черные металлы составляют
более 88% от всего объема перевозок. Крупнейшей статьей транзитных перевозок
являются нефтепродукты из России. Грузооборот составил 7,83 млрд. т-км. По
всем железным дорогам Эстонии перевезено 7,28 млн. пассажиров; пассажирооборот
составил 261,3 млн. пасс.-км. Средний вес грузового поезда 2775 т (брутто),
средняя техническая скорость движения грузового поезда 41,4 км/ч, средняя участковая
скорость 29,6 км/ч.
Чистая прибыль Эстонской железной дороги в 1999 г. составила 113,1
млн. крон. В структуре доходов 91,2% дохода от перевозок грузов, 8,2% - от
предоставления различных услуг и 0,6% - от пассажирских перевозок.